Современное образование детей с нарушениями слуха

 

Информация для детей с нарушением слуха

 

Для введения:

Образование людей с нарушением слуха – это образование лиц с любой степенью потери слуха или глухоты, которое учитывает их различия и индивидуальные потребности. Этот процесс включает в себя индивидуально спланированные, систематически контролируемые методы обучения, адаптивные материалы, доступные условия и другие вмешательства, призванные помочь учащимся достичь более высокого уровня самодостаточности и успеха в учебном процессе.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Для основного раздела «обучение»:

Система образования лиц с нарушенным слухом

В России существует дифференцированная система дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста. Глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в различных образовательных учреждениях.

В структуру особых образовательных потребностей глухих и слабослышащих лиц входят:

  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды, использование разных типов звукоусиливающей аппаратуры (коллективного и индивидуального пользования) в ходе всего учебно-воспитательного процесса, а также нахождения человека вне специально организованной коррекционнообразовательной среды;
  • использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию "обходных путей", т.е. компенсирующих образовательных маршрутов обучения;
  • индивидуализация обучения, т.е. реализация дифференцированного подхода в обучении лиц с нарушением слуха внутри коммуникативной системы с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей;
  • расширение образовательного пространства: участие в творческих вечерах, походы в театр, тематических экскурсиях, туристско-краеведческой деятельности и др.;
  • условия обучения, обеспечивающие деловую и эмоционально комфортную атмосферу, способствующую качественному образованию и личностному развитию обучающихся, расширению их социального опыта, взаимодействия с лицами, имеющими сохранный слух;
  • создание условий для развития у данной категории реципиентов инициативы, познавательной активности, в том числе за счет привлечения их к участию в различных (доступных) видах деятельности;
  • учет специфики восприятия и переработки информации, овладения учебным материалом при организации обучения и оценке достижений;
  • преодоление ситуативности, фрагментарности и однозначности понимания происходящего с глухим или слабослышащим и его социокультурным окружением;
  • обеспечение специальной помощи в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта;
  • применение в образовательно-коррекционном процессе соотношения устнодактильной, письменной, устной, и жестовой речи (РЖЯ — русский жестовый язык) с учетом особенностей разных категорий глухих и слабослышащих лиц, обеспечения их качественного образования, развития коммуникативных навыков, социальной адаптации и интеграции в общество;
  • использование обучающимися в целях реализации собственных познавательных, социокультурных и коммуникативных потребностей вербальных и невербальных средств коммуникации с учетом владения вышеуказанными средствами слышащими партнерами по общению.

Для лиц с ОВЗ и инвалидов с нарушением слуха необходимо создавать следующие специальные условия обучения:

  • Максимально минимизировать все возможные шумы в аудитории во время учебных занятий.
  • Привлечение внимания. Привлеките внимание обучающегося, прежде чем начать общаться или заговорить с ним. Установите зрительный контакт. При необходимости вы можете помахать или легко дотронуться до человека, чтобы привлечь его внимание.
  • Построение диалога. Прежде, чем начать говорить со студентом с нарушением слуха необходимо привлечь его внимание; четко задавать вопросы, обращаясь к обучающемуся; располагаться лицом к слушающему (лицо говорящего должно быть хорошо освещено); говорите в среднем темпе и отчетливо, но не слишком громко; используйте простые фразы и избегайте несущественных слов, вводных слов, междометий, сложных грамматических конструкций и т.д. используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
  • Помните, что не все обучающиеся с нарушением слуха, могут читать по губам.
  • Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за успехи, своевременная и тактическая помощь каждому обучающемуся, развитие в нѐм веры в собственные силы и возможности.

Важно, чтобы педагогические работники, участвующие в реализации адаптированных образовательных программ, соблюдали методические рекомендации по организации образовательного процесса, учитывая психофизические особенности обучающихся с нарушением слуха.

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ

«ВСЕРОССИЙСКОЕ  ОБЩЕСТВО ГЛУХИХ»

Иркутское региональное отделение


 

Иркутское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» на протяжении многих лет тесно сотрудничает со всеми образовательными учреждениями Иркутской области, занимающимися обучением и профессиональной подготовкой детей с ограниченными возможностями здоровья.

       

На территории Иркутской области для детей с недостатками слуха работает  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - Детский сад компенсирующего вида №162, который посещают дети с нарушением слуха - 35 чел, также в г.Усолье-Сибирское в МБДОУ «Детский сад №35» работает группа для детей с нарушениями слуха.

ИРО ОООИ ВОГ  имеет тесные связи со специальными школами для детей с нарушением слуха, учебными заведениями, техникумами, колледжами, где обучаются неслышащие.

Иркутским РО ВОГ проводится работа по оказанию помощи инвалидам  по слуху в получении образования и профессиональной ориентации. Оказывается необходимая консультативная помощь родителям и учащимся школ.

В Иркутской области действует две специальные школы, в которых обучаются свыше 280 глухих и слабослышащих детей:

1.        Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушением слуха № 9 г.Иркутска» - г. Иркутск, ул. Нестерова, д. 32 (сайт - http://gobu9.ru)

2.        Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа – интернат для обучающихся с нарушениями слуха г. Черемхово» г. Черемхово, пер. Крупской, д. 8                                        (сайт – http://скши-черемхово.рф)

В феврале 2019г. деятельность  Диспетчерской службы по социальному сопровождению инвалидов с нарушением слуха ИРО ВОГ была расширена путем заключения соглашений с ОГКУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 9 I и II видов г.Иркутска» для обучающихся с нарушениями слуха и ОГКУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха г.Черемхово»

В данных учреждениях, счет областной субсидии, оборудовано два пункта связи с подключением к Skype, с обеспечением возможности видеосвязи с оператором переводчиком диспетчерской службы, с целью оказания  консультационно-справочных услуг и дистанционные услуги по переводу русского жестового языка детям-инвалидам, их родителям, а также педагогическому коллективу. 

Неслышащие получают профессии в областном государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении социального обслуживания  - «Иркутский реабилитационный техникум» по специальностям:

- «Портной»,

- «Швея»,

- «Отделочник»,

- «Столяр».

В Иркутском колледже архитектуры и строительства, по специальностям: «Столяр строительный» и «Штукатур-отделочник».

С 2014 года в Иркутском медицинском колледже инвалиды по слуху получают специальность «Сестринское дело».

Уже более 10 лет, на базе Иркутского реабилитационного техникума проводится подготовка водителей транспортных средств категории «В»  со сроком обучения 4 мес., в сопровождении сурдоперевода. В структуру подготовки водителей входит теоретическое обучение, автотренажер, вождение.

Наверх